Нормативные показатели по наружному утилитарному освещению

Данные требования регламентируются на территории РФ СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение и ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы».

Важную роль в обеспечении безопасности населения играет наружное освещение. Исправная работа осветительных приборов на улицах и дорогах снижает риск травматизма среди пешеходов, уменьшает количество дорожно-транспортных происшествий. К наружному утилитарному освещению относятся объекты улично-дорожной сети в пределах территории городов и сельских населенных пунктов. Сюда не относятся освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Утилитарное наружное освещение можно условно разделить на объекты, предназначенные для движения автотранспорта, и на пешеходные пространства.

Категории и классы утилитарного наружного освещения

Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Категория объекта

Класс объекта по освещению

Основное

назначение

объекта

Транспортная

характеристика

Расчетная

скорость

движения,

км/ч

Число

полос

движения

Пропускная

способность,

тыс. ед/ч

А

Магистральные дороги и улицы общегородского назначения

За пределами

центра города*

А1

Автомагистрали,

федеральные и

транзитные

трассы, основные

магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

100

6-8

Св.10

А2

Прочие федеральные

дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

80-100

6-8

7-9

В центре

города

А3

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

90

6-8

4-7

А4

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра

города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

80

4-6

3-5

Б

Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Б1

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

60-70

4-6

3-5

В центре города

Б2

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

60

3-6

2-5

В

Улицы местного значения

Жилая застройка за

пределами

центра города

В1

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с

непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой

транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

60

2-4

1,5-3

Жилая застройка в центре города

В2

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

60

2-4

1,5-3

В городских промышленных, коммунальных

и складских зонах

В3

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

60

2-4

0,5-2

*Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.


Классы по освещению пешеходных пространств представлены в таблице 2:
Таблица 2

Класс объекта по освещению

Характеристика объекта

П1

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

П2

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

П3

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

П4

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

П5

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы

общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

П6

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3:

Таблица 3

Категория

объекта

Класс объекта по освещению

Ĺ, кд/м,

не менее

U0,

не менее

U1,

не менее

Tl, %,

не более

EСР, лк,

не менее

UСР,

не менее

A

A1

2,0

0,4

0,7

10

30

0,35

A2

1,6

20

A3

1,4

A4

1,2

Б

Б1

1,2

0,6

Б2

1,0

15

15

В

В1

0,8

0,5

0,25

В2

0,6

10

В3

0,4

0,35

0,4

6

Примечание: Ĺ – средняя яркость дорожного покрытия; U0 и U1 – общая и продольная равномерность яркости дорожного покрытия; Tl – пороговое приращение яркости; EСР – средняя освещенность; UСР – средняя равномерность освещенность.

Значения Ĺ,U0,U1 и Tl и должны быть обеспечены на всей проезжей части при расположении водителя на любой полосе движения.


Значения средней освещенности и ее равномерности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений представлены в таблице 4:
Таблица 4

Освещаемые объекты

EСР, лк,

не менее

UСР,

не менее

Главные улицы, площади общественных и торговых центров

10

0,25

Улицы в жилой застройке:

 

- основные;

6

- второстепенные (переулки)

4

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

 

0,1


Значения средней освещенности на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых автостоянках представлены в таблице 5:

Таблица 5

Освещаемые объекты

EСР, лк,

не менее

Подъездные пути с улиц и дорог:

 

- категорий А и Б;

15

- категории В.

10

Места заправки и слива нефтепродуктов

20

Остальная территория, имеющая проезжую часть

10

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

6

Нормы освещения пешеходных пространств

Нормы освещения пешеходных пространств в зависимости от класса объекта по освещению представлены в таблице 6:

Таблица 6

Класс объекта по освещению

EСР, лк,

не менее

UСР,

не менее

П1

20

0,3

П2

10

0,3

П3

6

0,2

П4

4

0,2

П5

2

0,1

П6

1

0,1


Нормы средней освещенности на дорожном покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7:

Таблица 7

Наименование объекта

EСР, лк,

не менее

Подземные пешеходные переходы и тоннели:

 

- проходы;

75

- лестницы и пандусы.

40

Открытые пешеходные мостики

10

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

 

- проходы;

75

- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки.

50


Список литературы:

1.     СП 52.13330.2016 «Естественное иискусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*»

2.     ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы»



Новости