Данные требования регламентируются на территории РФ СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение и ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы».
Важную роль в обеспечении безопасности населения играет наружное освещение. Исправная работа осветительных приборов на улицах и дорогах снижает риск травматизма среди пешеходов, уменьшает количество дорожно-транспортных происшествий. К наружному утилитарному освещению относятся объекты улично-дорожной сети в пределах территории городов и сельских населенных пунктов. Сюда не относятся освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.
Утилитарное наружное освещение можно условно разделить на объекты, предназначенные для движения автотранспорта, и на пешеходные пространства.
Категории и классы утилитарного наружного освещения
Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, представлены в таблице 1:
Таблица 1.
Категория объекта |
Класс объекта по освещению |
Основное назначение объекта |
Транспортная характеристика |
Расчетная скорость движения, км/ч |
Число полос движения |
Пропускная способность, тыс. ед/ч |
|
А Магистральные дороги и улицы общегородского назначения |
За пределами центра города* |
А1 |
Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города |
Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях |
100 |
6-8 |
Св.10 |
А2 |
Прочие федеральные дороги и основные улицы |
Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях |
80-100 |
6-8 |
7-9 |
||
В центре города |
А3 |
Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1 |
Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне |
90 |
6-8 |
4-7 |
|
А4 |
Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города |
Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне |
80 |
4-6 |
3-5 |
||
Б Магистрали и улицы районного значения |
За пределами центра города |
Б1 |
Основные дороги и улицы города районного значения |
Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне |
60-70 |
4-6 |
3-5 |
В центре города |
Б2 |
Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне |
60 |
3-6 |
2-5 |
||
В Улицы местного значения |
Жилая застройка за пределами центра города |
В1 |
Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением |
Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне |
60 |
2-4 |
1,5-3 |
Жилая застройка в центре города |
В2 |
Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали |
Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне |
60 |
2-4 |
1,5-3 |
|
В городских промышленных, коммунальных и складских зонах |
В3 |
Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон |
Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне |
60 |
2-4 |
0,5-2 |
|
*Центр города - территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями. |
Классы по освещению пешеходных пространств представлены в таблице 2:
Таблица 2
Класс объекта по освещению |
Характеристика объекта |
П1 |
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов |
П2 |
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха |
П3 |
Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов |
П4 |
Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений |
П5 |
Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов |
П6 |
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов |
Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей
Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3:
Таблица 3
Категория объекта |
Класс объекта по освещению |
Ĺ, кд/м, не менее |
U0, не менее |
U1, не менее |
Tl, %, не более |
EСР, лк, не менее |
UСР, не менее |
A |
A1 |
2,0 |
0,4 |
0,7 |
10 |
30 |
0,35 |
A2 |
1,6 |
20 |
|||||
A3 |
1,4 |
||||||
A4 |
1,2 |
||||||
Б |
Б1 |
1,2 |
0,6 |
||||
Б2 |
1,0 |
15 |
15 |
||||
В |
В1 |
0,8 |
0,5 |
0,25 |
|||
В2 |
0,6 |
10 |
|||||
В3 |
0,4 |
0,35 |
0,4 |
6 |
|||
Примечание: Ĺ – средняя яркость дорожного покрытия; U0 и U1 – общая и продольная равномерность яркости дорожного покрытия; Tl – пороговое приращение яркости; EСР – средняя освещенность; UСР – средняя равномерность освещенность. Значения Ĺ,U0,U1 и Tl и должны быть обеспечены на всей проезжей части при расположении водителя на любой полосе движения. |
Таблица 4
Освещаемые объекты |
EСР, лк, не менее |
UСР, не менее |
Главные улицы, площади общественных и торговых центров |
10 |
0,25 |
Улицы в жилой застройке: |
|
|
- основные; |
6 |
|
- второстепенные (переулки) |
4 |
|
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов |
|
0,1 |
Значения средней освещенности на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых автостоянках представлены в таблице 5:
Таблица 5
Освещаемые объекты |
EСР, лк, не менее |
Подъездные пути с улиц и дорог: |
|
- категорий А и Б; |
15 |
- категории В. |
10 |
Места заправки и слива нефтепродуктов |
20 |
Остальная территория, имеющая проезжую часть |
10 |
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа |
6 |
Нормы освещения пешеходных пространств
Нормы освещения пешеходных пространств в зависимости от класса объекта по освещению представлены в таблице 6:
Таблица 6
Класс объекта по освещению |
EСР, лк, не менее |
UСР, не менее |
П1 |
20 |
0,3 |
П2 |
10 |
0,3 |
П3 |
6 |
0,2 |
П4 |
4 |
0,2 |
П5 |
2 |
0,1 |
П6 |
1 |
0,1 |
Нормы средней освещенности на дорожном покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7:
Таблица 7
Наименование объекта |
EСР, лк, не менее |
Подземные пешеходные переходы и тоннели: |
|
- проходы; |
75 |
- лестницы и пандусы. |
40 |
Открытые пешеходные мостики |
10 |
Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами: |
|
- проходы; |
75 |
- лестничные сходы, съезды и смотровые площадки. |
50 |
Список литературы:
1. СП 52.13330.2016 «Естественное иискусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*»
2. ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификации и нормы»