Нагрузки на опору освещения

Одной из главной частью уличного освещения помимо осветительного прибора является опора освещения. Опора освещения – это инженерный объект, который подвержен влиянию разрушающих факторов окружающей среды. Чтобы конструкция выполняла заложенные производителем функции, необходимо учесть требования к физическим параметрам изделия, методу его монтажа. Правильный расчет нагрузки на опору позволяет подобрать вариант, полностью отвечающий стандартам прочности и безопасности.

Что создает нагрузку на опору

На осветительные опоры влияют множество факторов:

·         порывы ветра;

·         рельеф и прочие геологические особенности местности;

·         сейсмическая активность;

·         способ подключения к электросети;

·         общее число и тип осветительных элементов;

·         способ обслуживания.

Особое внимание уделяется массе конструкции, к которой относится не только сама опора, но и консоли, провода, светильники, арматура, основание. Максимальные нагрузки на опору строго регламентированы, поэтому для расчета применяются коэффициенты СНиП 2.01.07-85 и другой нормативной документации. Для максимального удобства используются формулы, учитывающие различные варианты компоновки конструкции.

Вычисление оптимальной высоты

Высота мачты напрямую влияет на парусность и массу объекта. Вычисление оптимальной длинны изделия производится на основе ПУЭ и государственных стандартов.

1.      Высота источника освещения над дорогой должна быть не менее 6,5 м. Если обслуживание будет осуществляться с автовышки, вынос консоли должен составлять не менее 0,6 м при высоте 8-9 м. Располагаются такие «ответвления» выше или ниже проводов электропередач. Если планируется обеспечивать другой тип обслуживания, консоль обязательно располагают ниже уровня воздушной линии.

2.      Над пешеходными зонами высота должна составлять не менее 3 метров, поскольку допустимые нагрузки на опору невелики. При этом монтируемые фонари не должны создавать дополнительного светового загрязнения.

3.      Требований по высоте мачт для декоративного и ландшафтного освещения нет. Они должны быть лишь надежно закреплены, правильно подключены.

4.      При устройстве систем водоотведения допустимо монтировать герметичные источники света ниже уровня земли.

Ветровые нагрузки

Не принятые в расчёт ветровые воздействия способны обернуться немалыми проблемами при эксплуатации осветительного оборудования. Поэтому в процессе проектирования обязательно проводится сложный инженерный расчёт аэродинамической нагрузки на основании справочных таблиц для различных ветровых районов (на ветровой карте страны их семь). Нормативные значения ветрового давления принимаются в соответствии c правилами CHиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия».

Расчет устойчивости

Чтобы разобраться, как определить нагрузку на опору, необходимо вычислить устойчивость будущей конструкции. Для расчета бетонной опоры используются сведения, полученные в ходе геодезических изысканий местности. Если подобных сведений нет, применяют стандарт прочности 150 Нм2. Рекомендуемая глубина залегания бетонного основания определяется также исходя из высоты мачты и типа грунта.

Соответствующие расчеты проводит производитель (отдел технического контроля). При этом тестируется устойчивость на удары, изгибы, скручивание, опрокидывание. Для освещения проезжей части выбирают конструкции с запасом прочности на случай ДТП. Расчет нагрузки на опору освещения – это вопрос не только долговечности и эффективности изделия, но и безопасности окружающих.


1. СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85* (с Изменениями N 1, 2)
2. Как определить нагрузку на опору освещения

Новости