Освещение метрополитена

Освещение метрополитена - одна из важных задач при проектировании и строительстве данного вида транспорта. Метро повсеместно большей свой частью находится под землей, поэтому осветить тоннели, платформы, коридоры, эскалаторы и прочие помещения кроме как искусственным светом нет возможности (исключения составляют полые световоды, с помощью которых возможно доставить естественный свет даже под землю, но реализовать их в современных реалиях довольно сложно, а часто и вовсе невозможно). В связи с этим должен быть обеспечен грамотный подбор и последующий расчёт светильников для освещения метрополитена.
Кроме того, большинство станций являются архитектурно-художественной композицией и выбранные светильники не должны выбиваться из общего дизайна.
Таким образом, при проектировании освещении в метрополитене нужно добиться следующих целей:

  1. Обеспечить безопасность передвижения пассажиров и персонала метрополитена;
  2. Обеспечить комфортное нахождение пассажиров и персонала метрополитена;
  3. Обеспечить единую концепцию станций, кассовых залов, холлов и пр. помещений.
 
Для достижения первых 2х пунктов следуют обратиться к СП 120.13330.2012 раздел "5.10.6 Освещение". Так нормы освещенности всех помещений приводится Таблица 5.23, которая представлена ниже:
Таблица 5.23

Помещение

Плоскость нормирования освещенности

Горизонтальная освещенность, лк

Станция:

средний и платформенный залы для закрытых станций

Уровень пола

200

для открытых станций

То же

100

кассовый зал

"

200

предэскалаторная зона

"

100

гребенки эскалаторов и лестничные марши

Уровень гребенки, ступени

100

Коридоры между станциями (тамбуры)

Уровень пола

100

Входные коридоры и подуличные переходы

То же

75

Тоннель перегонный, тупиковый, соединительный

Уровень головок рельсов

20

Участок тоннеля длиной 150 м перед платформой станции и 25 м после нее

То же

60

Участок тоннеля перед порталом длиной, м:

5

Уровень головок рельсов

1000

от 5 до 25

То же

750

"  25 "  50

"

500

"  50 "  75

"

300

" 75 " 100

"

150

" 100 " 125

"

60

" 125 " 150

"

20

Остряки стрелочных переводов путей

"

20

Служебная платформа в тупиковом тоннеле

Платформа

30

Примечание - Коэффициенты запаса и неравномерности освещенности для пассажирских помещений станции надлежит принимать по Рекомендациям [19]. Замеры уровня освещенности и светотехнический расчет при проектировании групп рабочего и аварийного освещения следует проводить независимо друг от друга.


Кроме нормы уровня освещенности следует обратить внимание на следующее:
  • Отношение минимального уровня освещенности на краю платформы к средней (средний коэффициент неравномерности) должно быть не выше 1:7,5 для крупных станций и 1:5 для средних и малых.
  • Организация освещения помещений для администрации, технического персонала, аппарата управления проектируется по требованиям к офисному освещению.
  • Уровень горизонтальной освещенности от вертикальной должен иметь отклонение не более 20%.
  • Чтобы подчеркнуть общий архитектурный замысел оформления станции, необходимо использовать светильники с индексом цветопередачи Ra более 80.
  • Показатель дискомфорта осветительных установок не может быть более 20.
  • Средние и платформенные залы лучше освещать отраженным или переотраженным светом, направляя светильники на свод потолка и стены (При ярком освещении стен и потолка создается ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», тем самым помогая справиться с психологическим дискомфортом и «снять» давление от многометрового слоя земли)
Общее освещение на станциях метро часто обеспечивается декоративными торшерами и массивными люстрами, если того требует соблюдение стилевых решений в архитектурном ансамбле. Согласно п. 5.10.6.7, подвесные светильники с одним узлом крепления должны быть оснащены спускными и страховочными устройствами. На эскалаторах устанавливают традиционные торшеры, которые поднимают на высоту, достаточную для увеличения освещенности ступеней.
1.jpg2.jpg

Новости