Музейный свет или как освещать музеи

Главные задачи музейного освещения можно свести к двум: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. На самом деле эти две задачи включают в себя огромное количество факторов: свет фактически определяет все, что вы видите в музее. Если он будет слишком сильный или слишком слабый, он нарушит цветовой баланс работы. И это важно в том числе и потому, что не все посетители будут хорошо воспринимать искаженный свет: объекты, освещенные с преимуществом желто-оранжевого спектра, хуже воспринимают пожилые посетители, которые составляют большую часть всех посетителей музея. Свет должен верно передавать не только цвет работы, но и ее фактуру — блики и тени в освещении объектов недопустимы. Слишком интенсивный свет приводит к рискам сохранения музейных экспонатов — и дизайнеру, который занимается светом, нужно задумываться и об этом. Поэтому при проектировании освещения музея, галереи и пр. нужно учитывать следующие аспекты:

1.      выбор источников света и осветительного оборудования, их цветопередача;
2.      выбор оптики для светильников;
3.      игра со светом.

1.jpg

Выбор источников света и осветительного оборудования 

При выборе источника света конечно же стоит обратиться к светодиодам, которые по многим показателям выигрывают у других ламп. При выборе светодиодного источника света стоит обратить внимание на то, что LED светильники для музеев должны иметь низкий коэффициент пульсации (о вреде пульсации рассказано в данной статье), должны быть с высокой степенью цветопередачи (о важности степени цветопередачи рассказано здесь), и конечно же, светильники должны быть энергоэффеквтиными.
 

Выбор оптики для музейного освещения 

Выбор оптики для музейного освещения является очень деликатным заданием, ведь от этого зависит, как посетители будут видеть и воспринимать экспонаты и искусство в целом. Чтобы зритель мог полностью сфокусироваться на том или ином экспонате, его ничего не должно отвлекать, в том числе и свет, который играет здесь важную роль. Светильники должны создавать качественный свет, но при этом оставаться незаметными в интерьере.

2.jpg

Сейчас на рынке существует большое количество различной оптики. На рисунке ниже показаны четыре варианта световых лучей: Narrow Spot — очень узкий световой луч (8-10°), позволяющий сконцентрироваться на маленьких объектах; Spot — узкий световой луч (10-20°), в основном используется для акцентного освещения ЗП-объектов; Flood — широкий световой луч (25-35°) и Wide Flood — суперширокий световой луч (> 45°) для подсветки больших картин, а также для создания равномерного освещения на больших поверхностях. Таким образом, дизайнеры и кураторы выставок могут добиться любых световых эффектов и настроить освещение с высокой точностью.

3.png

Свет может быть узко- или широконаправленным, а также иметь несколько источников. Но главным здесь является правильное соотношение поверхности падающего света и размера экспоната. Отсутствие локального света на экспонате создает огромные световые пятна вокруг, что зрительно мешает восприятию и не подчеркивает архитектуру пространства, поэтому его подбирают индивидуально для каждого объекта. Следует отметить, что внимание со стороны дизайнера должно быть обращено не только на экспонат, но и на фон. Таким образом, будет создано целостное восприятие выставки и архитектуры помещения. Чем точнее подобрана оптика, тем изящнее будет выглядеть экспонат. Без преувеличения можно сказать, что музейное освещение является одним из самых сложных из всех типов освещения и предполагает высочайший уровень профессионализма и качества оборудования.

Игра со светом

Одна из главных задач музейного освещения — акцентирование уникальности экспонатов. Очень важно рассчитать, чтобы свет не был слишком сильный или слишком слабый, иначе он нарушит цветовой баланс произведения искусства. Это является важным критерием, так как не все посетители музея смогут хорошо воспринять искаженный свет. Правильно подобранный свет влияет не только на цвет экспоната, но и на его фактуру, ведь неправильные тени или блики в музейном освещении недопустимы. В итоге свет фактически определяет в музее все, что мы видим.

Для того чтобы наглядно показать игру света, ниже на рисунках представлены зависимость «света и материалов» (слева) и «света и объектов» (справа) при различном расположении источника света:

4.1.jpg4.2.jpg


Исходя из представленного опыта, мы видим, как свет взаимодействует с объектами, как воспринимается текстура или объем в зависимости от расположения в пространстве источника света и что не любой свет может правильно донести до нас информацию об экспонате. Поэтому при дизайне освещения всегда надо помнить об этом нюансе, и если необходимо, то сделать макет, чтобы убедиться в правильности своего выбора, или наоборот.

Нормативы освещения в музеях

Что же касается уровня освещенности в музеях, то здесь освещенность зависит от конкретного экспоната:

·         50 лк – для выставочных объектов из ткани, газетной бумаги, а также для акварели;

·         30-50 лк – экспонаты низкой светостойкости (темпера, рисунки, рукописи, марки, графика);

·         150 лк – для экспонатов со средней светостойкостью (изделия из дерева, кости, картины масляной живописи);

·         200-300 лк – крупногабаритные экспонаты высокой светостойкости (бронзовые, мраморные скульптуры);

·         300-500 лк – экспонаты высокой светостойкости с мелкими деталями (ювелирные изделия, фарфор, монеты, оружие);

·         500 лк – для драгоценных металлов и камней.

Что же касается общего освещения музея, то согласно нормативам оно должно быть не менее 300лк, но стоит отметить данное требования трудновыполнимо ввиду дизайнерской мысли или в интерактивных музеях, где применяются различные экраны, мониторы или проекторы, с которыми посетители могут взаимодействовать, а из-за яркого света это трудно выполнимо.

5.png


Источники:

1. В правильном свете: как освещают объекты в музеях и галереях?

2. Музейный свет глазами картин и экспонатов





Новости