Освещение храмов и церквей

Как внутреннее освещение, так и наружное освещение храмов и церквей имеет свою особенность. Здесь недопустимы какие-либо декоративные излишества, искажающие замысел архитектора постройки и, уж тем более, в таких случаях совершенно нет места современному дизайнерскому подходу. Из этого положения вытекают и все последующие: неизменность форм, каноничность отдельных участков, ряд запретов и пр. Некоторые храмы и церкви строились много веков назад, когда в освещении применялся огонь и естественный свет посредством традиционных светопроемов. Поэтому применение светодиодной светотехники в таких объектах должно происходить с большой осторожностью и уважением к первоначальному замыслу.

Наружное освещение

Наружное освещение религиозных храмов делится на две части: общая подсветка и детальная.

Общая подсветка

Подсветка культовых сооружений может быть выполнена несколькими приемами. Существует ряд факторов, грамотное использование которых поможет создать правильную световую композицию. Основные из них:

·         контурное освещение выгодно подчеркнет основные формы архитектуры объекта;

·         льющийся высокий свет выделит фасад строения, сформировав его облик, не акцентируя внимания на деталях;

·         декоративные элементы и особенности архитектуры сооружения будут выгодно подчеркнуты небольшими прожекторами.

Комбинирование приемов позволяет достигнуть оптимального сочетание художественного, локального и общего принципа формирования идеальной подсветки.

1.jpg

Детальная подсветка

Использование специальных приемов способствует созданию световых акцентов на некоторых элементах архитектуры храма:

·         внутренняя подсветка создаст мягкий световой поток, выделяющий низ фасада религиозного сооружения;

·         подсвеченные изнутри звонницы на колокольне, подчеркнут высокие устремления храма;

·         не меньшего внимания потребует акцент света на центральной части объекта;

·         окончательно сформировать общую композицию поможет отдельная подсветка витражей окон.

Нужно заметить, что, освещая культовые сооружения, следует внимательно выбирать цветовую гамму. Как правило, предпочтение отдается белому цвету, цветодинамическая подсветка практически не применяется.

2.jpg

Внутреннее освещение

Организация подсветки внутри церковных помещений – ещё более сложная задача. Необходимо сформировать такой уровень освещённости, который бы позволял людям чувствовать себя комфортно, но при этом создавал видимость доминирования естественного излучения от свечек. В то же время, создавая проект реконструкции осветительной системы, инженеры должны сохранять каноничность освещения, которую задумали изначально.

Для создания требуемых эффектов, весь внутренний объём храма разделяют на три уровня: нижний (до 2,5 метров), средний (от 2,5 до 5 метров) и верхний (центральный купол). При этом проще всего формировать освещение сверху вниз. Например, православные церкви расписываются изнутри таким образом, чтобы в самой крупной маковке располагалось изображение ключевой религиозной фигуры. Из всех верхних ярусов церкви, сколько бы их ни было, обычно только здесь располагаются световые проёмы. Соответственно, в течение большей части дня освещение под этим куполом совершенно естественное, а с наступлением сумерек его необходимо заменить таким же лёгким и воздушным искусственным. Чтобы сохранить верное впечатление, здесь по внутреннему диаметру маковки размещают светодиодную ленту с нейтральным цветом свечения, обязательно скрывая её за декоративным карнизом от глаз наблюдателей. Эта простая хитрость позволяет создать самый важный эффект: схождение дневного света сверху вниз, от центральной фигуры, в любое время суток.

3.jpg

Средний уровень освещения формируется зачастую при помощи настенных светильников небольшой яркости теплого свечения. Единственная сложность здесь – использование таких осветительных приборов, которые выглядели бы не чересчур современно и не выбивались бы из общей стилистики помещения, например, светильники в виде свечи:

4.png

На уровне человеческого роста и чуть выше его число светильников минимизировано. Роль основных источников света играют свечи, расставленные в больших церковных подсвечниках перед иконами. Чтобы углы помещения не были тёмными, идут на небольшие хитрости: либо загораживают такие зоны религиозной утварью, либо ставят на подходящую поверхность небольшие настольные лампы, излучающие тот же тёплый жёлтый оттенок.

Отдельное внимание нужно уделить алтарю, зоне выхода священников и наиболее важным святыням. Для этих культовых мест требуется своя, более адресная подсветка, которая, с одной стороны, будет визуально выделять их в помещении, а с другой – не станет контрастировать с окружением. Именно эта задача по праву считается самой сложной при оборудовании освещения церквей, поскольку сочетает в себе, казалось бы, противоположные по смыслу цели.

Алтарь отделяется от основной части помещения храма, доступной для прихожан, большим иконостасом, обычно простирающимся от пола до верха первого яруса. Чтобы эта зона не выглядела как театральная сцена, но при этом была достаточно хорошо освещена, применяют косое направленное освещение. По обе стороны иконостаса (а иногда и над ним) располагают узкие линейные светильники с экраном-отражателем, отсекающим ту часть светового потока, которая направлена к центру храма, на прихожан. Таким образом, лучи распространяются вдоль алтаря под минимальным углом к изображению, освещая его почти полностью, но не попадая в прямое поле зрения присутствующих.

5.jpg

Наконец, наиболее ценные иконы обычно располагаются и освещаются акцентированно так же, как это происходит в обычных музеях с картинами. Их помещают под стекло и ставят на подставки, придвигая вплотную к колоннам храма. Непосредственно над или под святыней монтируют светильник. Такой локальной подсветки вполне достаточно для ознакомления с иконой, а общая световая картина практически не страдает. Иногда также можно увидеть, что рама погружается в ящик со внутренней подсветкой, организованной с использованием светодиодных линеек.

6.jpg

Сочетание достижений современной техники с культовыми сооружениями может давать интересные результаты, однако требует высокой внимательности к деталям и знания инженерами определённых религиозных нюансов. В данной статье мы в основном рассматривали православные храмы, однако в других религиях и даже течениях христианства некоторые аспекты могут в значительной мере отличаться. Пренебречь ими нельзя, поскольку от этого пострадают в первую очередь прихожане и многовековые традиции.


Новости